Положение-о-наставничестве-в-МАДОУ-детский-сад-№-23.pdf

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию воспитанников
623508, Свердловская область, Богдановичский район, село Грязновское, улица Молодежная, Д.1-А
Тел.: +7 (34376) 35-33, e-mail: mkdou23@uobgd.ru, сайт: b23.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 23
протокол от 28.08.2023 № 1

к

к

L

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
к

РАБОТНИКОВ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №23
к
к
»
к

с. Грязновское

1.

Общие положения

Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
детский сад № 23 (далее соответственно - Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом, Уставом муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 23 (далее – Учреждение) и определяет
цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества.
1.2.
В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития
и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм
и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его
сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)
принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе, локальным нормативным актам Учреждения;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений,
уважение к личности наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
1.1.

определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных
стратегийи механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен
на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу Учреждения. Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях
плана реализации персонализированной программы наставничества принимает
руководитель Учреждения в исключительных случаях при условии обеспечения
непрерывности образовательного процесса в Учреждении и замены их отсутствия.
2.

Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества

2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в Учреждении -

реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
-содействовать созданию в Учреждении психологически
комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
оказывать
помощь
в
освоении
цифровой
информационнокоммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального
развития и методической поддержки педагогических работников Учреждения;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности в Учреждении, ознакомление с традициями и укладом
Учреждения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков

педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.
2.3. В Учреждении применяются разнообразные формы наставничества по
отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества
выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества
педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и
имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде,
так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Одни из них,
используемые Учреждении:
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы.
- Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
- Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
- Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а
опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и
организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Роль наставника
состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию,
значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным
лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными
общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают
формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на

основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и
личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный –
равному»).
-Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
-Форма наставничества «воспитатель-воспитатель» - способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«воспитатель-профессионал-воспитатель, вовлеченный в различные формы
поддержки и сопровождения».
Форма
наставничества
«заведующий/старший
воспитатель–
воспитатель/специалист/студент педагогической практики» - способ реализации
целевой модели наставничества через организацию взаимодействия данной
наставнической пары, нацеленной на совершенствование образовательного процесса и
достижение желаемых результатов руководителем/старшим воспитателем Учреждения
посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых,
методических, психолого- педагогических условий и ресурсов.
3.

Организация системы наставничества

Наставничество организуется на основании приказа руководителя
Учреждения «О внедрении системы наставничества педагогических работников».
3.2.
Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя Учреждения.
3.3.
Руководитель Учреждения:
- Осуществляет общее руководство и координацию применения системы
наставничества педагогических работников;
издает локальные нормативные/распорядительные акты Учреждения о
применении системы наставничества и организации наставничества педагогических
работников в Учреждении;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах,
вебинарах, семинарах по проблемам наставничества);
- способствует
организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
3.1.

распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4.
Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем Учреждения;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения
по форме согласно приложению к настоящему Положению;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее
успешного и эффективного опыта;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с
ответственными и неформальными представителями региональной системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
организует
повышение
уровня
профессионального
мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых образовательных
учреждениях с привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем мониторинг реализации системы
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации
системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения.
4.

Права и обязанности наставника

Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников Учреждения с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю Учреждения с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2.
Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными актами Учреждения при осуществлении
4.1.
-

наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами Учреждения,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества;
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в том числе и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении
мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных муниципальных
региональных, федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и
методическое сопровождение.
5.

Права и обязанности наставляемого

Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать
в
составлении
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
Учреждения;
- обращаться к куратору и руководителю Учреждения с ходатайством о замене
наставника.
5.2.
Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, и локальные нормативные
правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере
наставничества педагогических работников;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
-выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
5.1.
-

профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.

6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя Учреждения.
7.

Завершение персонализированной программы наставничества

7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в

случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника
и/или наставляемого - форс-мажора).
7.2.
Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно
продление
срока
реализации
персонализированной
программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
-

Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте Учреждения
8.

8.1.Для размещения информации о реализации персонализированной программы

наставничества педагогических работников на официальном сайте Учреждения
создается специальный раздел (рубрика), где размещаются сведения о реализуемых
персонализированных программах наставничества педагогических работников, базы
наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ
наставничества педагогических работников, нормативные правовые акты Российской
Федерации, Свердловской области и локальные нормативно-правовые акты в сфере
наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и
анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в
образовательной организации.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
9.

Документы, регламентирующие наставничество.

9.1. К документам, регламентирующим организацию системы наставничества
педагогических работников, относятся:
 настоящее Положение;
 приказ заведующего Учреждением об организации наставничества;
 дорожную карту (перспективный план) по реализации данного Положения;
 протоколы заседаний Педагогического совета, на которых рассматривались
вопросы наставничества;
 перспективные планы работы наставников;
 методические рекомендации и обзоры передового опыта по организации
наставничества;
9.2. К документам педагога-наставника относятся:
 перспективный план работы с наставляемым;
 материалы реализации плана работы с наставляемым (схемы, карты анализа
занятий, вводные и тематические консультации, конспекты встреч и пр.);
 отчеты наставника о ходе профессионального становления наставляемого;
9.3. К документам наставляемого относятся:
 план профессионального становления с оценкой наставника проделанной
работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе педагога;
 отчеты наставляемого о проделанной работе;
 накопление методических материалов (конспекты занятий, планы и пр.) в
бумажном и (или) электронном виде.
9.4. По итогам учебного года и (или) по завершению периода наставничества
педагог-наставник сдает старшему воспитателю документы, перечисленные в п. 9.2.
настоящего Положения. Документация по наставничеству хранится в методическом
кабинете в течение 3-х лет.
10.

Заключительные положения

Настоящее Положение вступает в
руководителем Учреждения и действует бессрочно.
10.1.

силу

с

момента

утверждения

10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в

соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также вновь принятыми локальными
нормативными актами Учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».