Содержание Пояснительная записка .................................................................................................. 3 Цель и задачи программы.............................................................................................. 5 Возрастные особенности детей ..................................................................................... 7 Сроки реализации программы .................................................................................... 10 Формы и режим занятий .............................................................................................. 10 Ожидаемые результаты освоения программы: ......................................................... 11 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. ................................. 13 Учебно-тематическое планирование .......................................................................... 14 Содержание психолого-педагогической работы....................................................... 16 Характеристика видов физических упражнений используемых в программе ...... 17 Перечень основных видов физических упражнений ................................................ 20 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды: .. 22 Диагностические методики ......................................................................................... 23 Материально-техническое и методическое обеспечение программы .................... 25 Литература .................................................................................................................... 27 2 Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Фитнес для детей» разработана в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации». • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение от 31 марта 2022 года № 678-р.) • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" • Приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа». • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо МОиНРФ 09-3242 от 18. 11. 2015 г. • Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей. Письмо МОиНРФ ВК - 1232/09 от 28. 04. 2017 г. Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, снижению умственной и физической активности. С каждым годом растет количество детей, страдающих различными заболеваниями: ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Современного ребенка 1 1 невозможно оторвать от телевизора, компьютера. Сегодня дети редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это залог здоровья. И главную роль в его решении должны играть дошкольные образовательные организации. Система оздоровительных тренировок «Фитнес» известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что, базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Программа физкультурноспортивной оздоровительной направленности по детскому фитнесу нацелена на то, чтобы увеличить двигательную активность ребёнка и помочь ему научиться правильно и красиво двигаться. Программа решает задачи обучения дошкольников осознанным двигательным действиям и воспитания интереса к занятиям спортом, что, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что используются разнообразные средства физической культуры. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма, повышение функциональных возможностей человека. 1 1 Новизна программы заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей 5-7 лет, правильное формирование опорнодвигательной системы детского организма. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс формирования правильной осанки и укрепление сводов стопы, развитие двигательных способностей, достижение определенного уровня морфофункциональной зрелости, физической работоспособности, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Актуальность программы заключается в оптимизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством занятий фитнесом для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования ценностей здоровогообраза жизни. Программа дополнительного образования «Фитнес для детей» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, повышение двигательной активности. Цель и задачи программы Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни. Задачи программы: Образовательные -формирование знаний о влиянии занятий детским фитнесом на организм, о здоровом образе жизни, о правилах техники безопасности на занятиях; 1 1 -формирование знаний об аэробике, степ-аэробике; -обогащать двигательный опыт детей. Воспитательные -содействие формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи); -воспитание у детей эмоционально положительного отношения и устойчивогоинтереса к занятиям физическими упражнениями; умения -воспитывать эмоционального самовыражения, раскрепощенности, творчества в движениях. Развивающие -развитие физических качеств детей (координации, чувства равновесия, гибкости); -развитие свободного общения с детьми и взрослыми по поводу своего самочувствия, здоровья, двигательной деятельности; -содействие развитию чувства ритма, памяти, внимания, воображения, умению согласовывать движения с музыкой. Оздоровительные -укрепление опорно-двигательного аппарата детей; профилактика плоскостопия; -развитие и совершенствование функций органов дыхания, сердечнососудистой, нервной системы. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста. Занятия по данной программе не предполагают предварительного отбора детей по физическим качествам. Ограничением выступают только медицинские противопоказания. В основу методики обучения фитнесу положена игровая форма проведения занятий. Вовремя занятия сочетаются различные виды, формы двигательной деятельности, что значительно повышает интерес к физкультурным занятиям и стимулирует двигательную активность: «Зверобика»- аэробика подражательного характера, интересная 1 1 маленькимдетям. Развивает воображение и фантазию. «Лого- аэробика»- физические упражнения с произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию и речь. Step by step- освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе,развитие мелкой моторики. Baby top- укрепление свода стопы, незаменимые для профилактики Упражнения с фитболом- гимнастика на больших мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат. Baby games- подвижные игры, конкурсы, эстафеты, упражнения для развитиявнимания и мелкой моторики. Step аэробика- развивает координацию, чувство ритма, музыкального слуха. Возрастные особенности детей Программа «Фитнес для детей» разработана для детей 5-7 лет. В этот период продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшиерасстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. 1 1 Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни. Возрастной период от 5 до 7 лет называются периодом «первого вытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7 - 10 см. Средний рост в 5 лет составляет 106-107 см, а масса тела -17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200г, а роста – 0,5см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к 5-6 годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития не одинаковы. Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет и к 6 годам не окончено, что необходимо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризируется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, при неблагоприятных условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков может образоваться грыжа. У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых - возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по- прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Основной проявления двигательной деятельности является развитие 1 1 устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеютнекоторые преимущество перед мальчиками. Жизненная емкость легких в среднем составляет 110-1200 кубических см, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно дц в кубе воздуха в минуту. Число дыханий в минуту в среднем – 25. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». К пяти годам размеры сердца у ребенка увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. К 7-8 годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети осознают совершенствуются последовательность основные торможение, и несколько событий. процессы: В этом возрасте и особенно все виды условного возбуждение легче формируются торможения. У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно 1 1 быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Сроки реализации программы Программа по дополнительному образованию «Фитнес для детей» рассчитана на 1 год обучения, объём – 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в дневное время, продолжительность занятия у детей 5-6 лет- 25 минут, у детей 6-7 лет 30 минут. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы. Формы и режим занятий Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Цель каждого занятия - не получение максимальных результатов, а развитие двигательного потенциала ребенка, его возможностей без ущерба для здоровья. Типы занятий: а) обучающее - дети впервые знакомятся с упражнениями, движениями, играми, а задача педагога – создать представление о них. б) закрепляющее - таких занятий должно быть 2 и более; на 1-ом из них дети повторяют и закрепляют знакомый материал, задача педагога на этом занятии сформировать у детей навык выполнения упражнений, на 2-ом и последующих занятиях - происходит последующее совершенствование умений детей, а задача педагога - довести до автоматизма выполнение задания. в) комбинированное - повторение и совершенствование ранее изученныхдвижений и ознакомление с новыми. г) итоговое - проводится 1 раз в квартал. Это занятие может обобщать материал, разученный за определенный период и быть представлено вниманию родителей занимающихся, как показательное. Может быть 1 1 диагностическим - на нем определяется уровень физической подготовленности, достигнутый воспитанниками за пройденный этап. В ходе фитнес-занятия дети выполняют комплексы аэробики, игровые упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, развитию двигательных способностей, играют в подвижные игры, эстафеты. В содержание каждого занятия включена дыхательная гимнастика, элементы игрового стретчинга, упражнения на расслабление. Комплексы аэробики, степ-аэробики в игровой форме и имеют подражательный, имитационно-игровой характер. Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать ее характер. Весь подобранный материал связан с содержанием занятия и является психологическим настроем на занятие или логическим его окончанием. Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путём усложнения условий и выполнения движений. Ожидаемые результаты освоения программы: Дети, обучающиеся по программе «Детский фитнес», прежде всего, учатся понимать роль физкультуры и спорта в жизни человека. Пространство, создаваемое в ходе занятий программы, способствует развитию у детей умения чувствовать свое тело и понимать необходимость поддерживать состояние своего здоровья на высшем уровне посредством занятий физкультурой. 1 1 Личностные результаты: формирование толерантность, таких качеств личности целеустремлённость, как организованность, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам. Предметные результаты: К концу обучения воспитанник знает: • последовательность выполнения упражнений: для шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног; • разные исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине, животе, набоку, в различных упорах. К концу обучения воспитанник умеет: • ритмично двигаться в соответствии с темпом музыки, осознанно владеть своим телом, держать осанку; • выполнять несложные связки ОРУ под музыку без предметов и с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи, скакалки); • бегать и прыгать под музыку, выполняя движения по кругу, змейкой, вколонне по два; • правильно садиться на «фитбол», выполнять несложные упражнения на равновесие, удержание; • выполнять с помощью инструктора элементарные упражнения игрового стретчинга, суставной гимнастики, приемов самомассажа (поглаживание и разминание); • осознанно выполнять упражнения суставной гимнастики и стретчинга, преодолевая мышечное напряжение, сочетать двигательные упражнения с дыханием; • владеть техникой самомассажа (поглаживание, разминание, постукивание); 1 1 Метапредметные результаты: • развитие чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой. • творческое самовыражение посредством двигательных действий; • развитие художественно-эстетического вкуса, воображения и фантазии. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Способы определения результативности: – фитнес-тестирование (проводится 2 раза в год: в начале года - первичное, вконце учебного года – итоговое); – наблюдение; – анализ полученных данных; – беседа с родителями; Фитнес-тестирование проводится с дошкольниками через выполнение ряда физических качеств и музыкально-ритмических способностей. Фитнестестирование проводится по параметрам: – ловкость; – гибкость; – выносливость; – чувство ритма; – воспроизведение танцевальных упражнений. Высокий уровень выполнение70% предложенных упражнений. Средний уровень – 50% предложенных упражнений. Дети выполняют упражнения, спортивно-танцевальные связки по памяти. 1 1 Учебно-тематическое планирование На занятиях кружка по программе «Фитнес для детей» двигательная деятельность детей 5-7 лет организовывается с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей. Первая неделя сентября и первая неделямая отводятся под мониторинг развития детей. № Количество часов Содержание Теория Практика Вводное занятие. Техника безопасности 1. 2. 1 на занятиях по детскому фитнесу Комплекс аэробики «Кошечка» Фитнес - тренировка комплекс 4 с 3. обручами 4 Стретчинг «Домик» 4. Аэробика «Обезьянки» 4 Стретчинг «Ветер» Игроритмика «Необыкновенный 5. человек» 4 Стретчинг «Лисичка» 6. Силовая гимнастика 4 Стретчинг «Струнка» Танцевально – игровая композиция 7. «Рябинка» 1 6 Стретчинг «Журавль» 8. Итоговое занятие по аэробике 9. Техника безопасности на фитболах 10. Аэробика с мячом Стретчинг «Собачка» 1 1 4 14 11. 12. 13. 14. 15. 16. Аэробика с фитболами 4 Стретчинг « Ракета» Комплекс гимнастических упражнений 6 на фитболах Игроритмика «Птички» 2 Стретчинг «Цапля» Итоговое занятие на фитболах Техника безопасности на 1 степ- платформах Танцевальная композиция на степплатформах «Русская плясовая» Силовая гимнастика 1 1 7 «Мы 17. спортсмены» 4 Стретчинг «Сундучок» Комплекс силовой гимнастики с 18. гантелями 4 Стретчинг «Лотос» 19. Танцевальный комплекс 20. Итоговое занятие Итого: 1 6 1 6 66 72 15 Содержание психолого-педагогической работы Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками: • Тематическая • Круговая тренировка • Подвижные игры • Интегрированная деятельность • Сюрпризные моменты • Показательные выступления Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка при физических нагрузках. Части занятия естественно переходят одна в другую. Вводная часть. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных упражнений основной части: различные виды ходьбы, бега, прохождение полосы препятствий под ритмичную музыку, игротанцы, короткие игровыезадания. Продолжительность - 4-6 минут. Основная часть. Обучение новым упражнениям, закрепление пройденного материала: ритмические танцы, упражнения на ковриках (стретчинг, упражнения с предметами), самомассаж, фитбол-гимнастика, подвижные и музыкально-ритмические игры. Структура основной части занятия зависит отнаправленности и задач занятия. Продолжительность - 15-20 минут. Заключительная часть. Упражнения для релаксации: пластические этюды,дыхательные упражнения, самомассаж. 16 Продолжительность - 2-5 минут. Характеристика видов физических упражнений используемых в программе В каждое занятие включены: – Спортивно-ритмические танцы разной направленности. Это могут быть танцы-разминки со специально подобранными упражнениями на разные группы мышц: танцы с применением самомассажа, где основные приёмы массажа выполняются под ритмичную музыку; танцы, направленные на укрепление позвоночника, выполняются лёжа, сидя, стоя, на четвереньках; танцы, развивающие пластику, красоту движений, выполняются под медленную характерную музыку и др. – Танцы-игры (зверобика) отличаются от ритмических танцев тем, что все движения, выполняемые под песенку, носят свободный характер и решают задачи повышения эмоционального фона детей, развития внимания и воображения. – Спортивные танцы – очень популярный вид спорта, отлично формирующий и развивающий двигательные навыки детей. В качестве ознакомления в детском саду предлагается использовать элементы различных танцев, а также с применением предметов: мячей, скакалок султанчиков, помпонов,обручей, лент. – Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Их проведение решает целый комплекс задач: развитие двигательных навыков; обучение координации движений; укрепление мышечного корсета; улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; стимуляция развития анализаторных систем, развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической 17 нагрузке. Фитбол-гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъёме детей, что является эффективным методом их мотивации. – Ритмическая гимнастика с элементами аэробики - общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительной гимнастики. Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей доступностью, но и возможностью изменять содержание в зависимости от возраста, интересов, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов. В ритмической строевые, гимнастике применяются упражнения для несколько согласования групп движений упражнений: с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения с элементами художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэробики. – Стретчинг – это система статических растяжек. Любое движение нашего тела — это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела – это наша молодость, а молодость и здоровье следует беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стретчингом. Игровой стретчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, т.е. творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения. Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно- ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы 18 содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог- режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария мышление, головного мозга способствуя ребёнка, его высвобождению пространственно-образное скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. – Игровой самомассаж, массаж в парах является одной из основ закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью. Перед самомассажем необходимо разогреть ладони растиранием друг о друга до появления в них тепла. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом с полной уверенностью в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивающее у него позитивно-ценностное отношение к собственному телу. – Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить ребёнка дышать носом, а не ртом. Обучая детей правильному дыханию, необходимо, прежде всего, добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связанное с каким-либо образом и чаще всего с произнесением звуков на выдохе. Эти упражнения очень интересны детям, они выполняют их с удовольствием. – Упражнения с предметами позволяют укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость. Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку присложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения. – радости, Подвижные и музыкально-ритмические игры создают атмосферу способствуют эффективному комплексному решению задач 19 оздоровления, ипоэтому имеют место на каждом занятии. Перечень основных видов физических упражнений Упражнения для развития навыков ходьбы: ходьба на носках, пятках, по кругу, ходьба по мягкой (можно использовать мягкие модули) и твёрдой поверхностям (скамейка), ходьба с различными движениями рук и ног, ходьба различными способами: в полуприседе, в полном приседе, приставной шаг вправо, влево, вперёд, назад, ходьба с закрытыми глазами (2-3 метра). Упражнения для развития навыков бега: бег змейкой, бег по прямой линии, бег на месте, бег со сменой направления и скорости по сигналу, медленный непрерывный бег 2 минуты, эстафета, челночный бег, подвижные игры. Упражнения для развития прыжковых навыков: прыжки на фитболах, прыжки на месте вверх (на двух ногах, на одной), прыжки: ноги вместе, ноги врозь (скрестно-врозь), прыжки на одной или двух ногах с продвижением вперёд, прыжки из обруча в обруч (70-80 см.), прыжки через скакалку (формирование основ передвижения и закреплениенавыка передвижения). Упражнения для развития навыков работы с мячами различного диаметра: метание мяча, перебрасывание друг другу из разных исходных положений, броски об пол, отбивание мяча с бегом боковым галопом, упражнения с фитболами. Упражнения в равновесии: упражнения в равновесии с фитболами, различные виды равновесия. Общеразвивающие упражнения без предметов: «Ветерок», «Рисуем кружок», «Волны», «Бокс», «Мешаем кашу», «Бабочка», «Кошка», «Я – балерина», «Цапля», «Слон и муравей», «Хлопни раз, хлопни два», «Тиктак», «Ночь и день», «Тушим пожар», «Ежик покатился», «Плавающая лягушка», «Незнайка», «Покажем ушко солнышку», «Кошка – мышка», «Гуси прячут крылышки», «Елочка качается», «Посмотри в окошечко», «Тук-тук». 20 Упражнения с мячами для разминки: «Мячик вправо, мячик влево», «Рюкзачок», «Мяч к груди», «Солнышко», «Дровосек», «Стульчик», «Мячик прыгать умеет». Упражнения с мячом в основной части: «Мяч на дорожке», «Ворота», «Боулинг», «Сильный животик», «Салют», «Ведение мяча на месте», «Пингвинчики», «Зайчики». Упражнения с мячом для укрепления мышц: «Хвостик зайчика», «Лошадки», «Сильная спинка», «Ракета». Упражнения с гимнастической палкой: «Лошадки», «Хлопни в ладошки», «Палку вверх», «Палку за спину», «Крылышки», «Штангисты», «Петушок», «Сильные ножки», «Кулачки», «Проворные ножки». Упражнения с фитболами в исходном положении: сед на мяче; лежа на спине на мяче; лежа на животе; стоя; лежа на мяче, на боку; сидя на коврике с мячом. Упражнения с обручами: «Катание обруча», «Вращение обруча», «Сильный животик», «Прыжки из обруча в обруч», «Смерч», «Запрыгнивыпрыгни», «Скакалка», «Коробочка», «Лодочка», «Наклоны». Танцевально-ритмическая «Воробьиная дискотека», гимнастика: «Карусельные «Чебурашка», лошадки», «Часики», «Ну, погоди!», «Сосулька», «Зарядка», «Ванечка-пастух», «Четыре таракана и сверчок», «Облака» с лентами, «Трипоросенка», «Белочка» с мячами, с флажками. Силовые упражнения: «Лодочка», «Носорог-силач», «Золотая рыбка», «Поплыли», «Маленькая горка», «Уголок», «Велосипед», «Мячик», «Ёжиксилач», «Наклоны», «Крокодил», «Замочек», «Тюлень», «Русалка». Стретчинг: «Бабочка», «Неваляшка», «Покачай малышку», «Да-Нет», «Книжка», «Ванька-встанька», «Мост», «Ежик», «Стойка на лопатках», «Змея», «Рыбка», «Кошечка», «Поза ребенка», «Лошадка», «Верблюд», «Лебедь», «Стрекоза», «Солнышко», «Зернышко», «Неваляшка-2», «Собака», «Дерево», «Замок», «Жуки», «Улитка», «Морской конек», «Черепаха», «Кузнечик», «Волчонок», «Страус», «Носорог», «Лисичка», 21 Муравей», «Зайчик», «Медвежонок», «Дыхательные упражнения». Комплексы упражнений игрового стретчинга: «Сказка о глупом императоре», «Просто так», «Возращение домой», «Физкультура зверят», «Спор зверей», «Из зернышка в дерево», «Путешествие Сережи», «Ящерица». Музыкально-ритмические игры: «Музыкальное эхо», «Космонавты», «Трансформеры», «Конники-спортсмены», «Найди предмет», «Музыкальные стулья», «Автомобили», «Воробышки», «Усни-трава», «Паровоз», «Дирижероркестр», «Волк во рву», «Капканы». Музыкально-ритмические упражнения: «Пружинка», «Подскок», «Шаг с притопом», «Приставной шаг с приседанием», «Пружинящий шаг», «Боковойгалоп», «Переменный шаг». Различные танцевальные шаги: полька, русская, хип-хоп, вальс и т.д. Импровизация под музыку соответствующего характера: лыжник, наездник,котик, рыбак, конькобежец и др. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды: Развивающая среда физкультурного зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность двигательной активности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых. Принципы построения предметно-развивающей среды: • дистанции, • позиции при взаимодействии; • активности, • самостоятельности, • творчества; • эмоциональности, • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. 22 В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: • спокойная и доброжелательная обстановка, • внимание к эмоциональным потребностям детей, • представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, • представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения. • созданы условия для развития и обучения. Диагностические методики I. Равновесие 1.Упражнение «Фламинго». Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек.). 2.Упражнение «Ровная дорожка». Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела рассредоточен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед. пол мальчики девочки 5 лет 6 лет 7 лет 8,7-12 12,1-25 25,1-30,2 7,3-10,6 10,7-23,7 23,8-30 Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки. II. Гибкость Стоя на гимнастической скамейке, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях. пол уровни 5-6 лет 6-7 лет 23 мальчики девочки высокий 6 см 7 см средний 2-4 см 3-5 см низкий менее 2 см менее 3 см высокий 8 см 8 см средний 4-7 см 4-7 см низкий менее 4 см менее 4 см III. Чувство ритма Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма). Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется. Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки. IV. Знание базовых шагов. Высокий –свободно воспроизводит базовые шаги. Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога. Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов. IV. Координационные способности Челночный бег (сек) пол 5 лет 6 лет 7 лет мальчики 12,7 11,5 10,5 девочки 13,0 12,1 11 24 Материально-техническое и методическое обеспечение программы Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы следующие условия: • Спортивный зал; • Музыкальный центр; • Аудио-файлы для музыкального сопровождения занятий; • Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия; • Картотека комплексов специального воздействия; • Картотека подвижных игр и игр малой подвижности; • Картотека аэробики; • Перечень физкультурного оборудования и инвентаря: № п/п Наименование Количество 1 Валик массажный 4 2 Велотренажер детский 1 3 Дорожка массажная 2 4 Дуга для подлезания 8 5 Канат гимнастический 1 6 Кегли с мячами 1 7 Коврик массажный 3 8 Коврик массажный со следочками 2 9 Кольцеброс 3 10 Кольцо для лазания 1 11 Конус с отверстиями 10 12 Кубики 60 13 Лента гимнастическая 60 25 14 Ловушка вратаря 1 15 Мат большой 2 16 Мат малый 4 17 Мячики для метания 10 18 Мешочки с песком 15 19 Мишень навесная 2 20 Мостик-качалка 1 21 Мяч баскетбольный 6 22 Мяч волейбольный 15 23 Мяч массажный 15 24 Мяч резиновый 15 25 Мяч фитбол 15 26 Мяч футбольный 5 27 Обруч 20 28 Палка гимнастическая 20 29 Полусфера балансировочная 2 30 Скакалка 20 31 Скамья гимнастическая 2 32 Стенка гимнастическая 4 33 Тоннель детский 2 34 Флажки цветные 60 35 Щит баскетбольный 2 36 Эспандер кистевой 20 26 Литература 1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа иметодические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 2. Степаненкова Э.Я. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР. ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 3. Борисова М.М. малоподвижные игры и игровые упражнения: для занятий сдетьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 4. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. 5. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детейрегуляции дыхания. – М.: Айрис-пресс, 2007. 6. Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3- 7 лет. –Волгоград: Учитель, 2011. 7. Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009. 8. Мелехина Н.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. 9. Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду.- Ростовн/Д: Феникс, 2010. 10. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3- 5 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2014. 11. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. -М.: ТЦ Сфера, 2012. 12. Николаева Н.И. Школа мяча. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 13. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ 27 Сфера,2012. 14. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 15. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. .- Ростов н/Д: Феникс, 16. Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. .- Ростов 2012. н/Д:Феникс, 2010. 17. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 18. Железняк Н.Ч. 100 комплексов ОРУ для младших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «Скрипторий 2003», 2010. 19. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. 20. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: МОЗАИКА- М.: СИНТЕЗ,2015. 21. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений.Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 28